Для тех, кому за 40: юбилей антиблокировочной системы

Здесь может быть ваша реклама!
cardrive.ru@gmail.com

В августе 1978 г. Mercedes-Benz и Bosch провели в Унтертюркхайме презентацию антиблокировочной системы. Являясь инновацией мирового масштаба, эта электронная вспомогательная система дала новое определение взаимодействию водителя и автомобиля. В S-class 116-го модельного семейства ABS становится доступной с конца 1978 г. Таким образом, 40 лет назад эта разработка дала старт истории инновационного развития электронных вспомогательных систем, кульминацией которой становится нынешняя концепция Mercedes-Benz Intelligent Drive Next Generation.

Штутгарт. Сохранять полный контроль над поворачиваемостью автомобиля даже при полном торможении, поскольку колеса не блокируются – именно это и сделала возможным антиблокировочная система (ABS). Автопроизводитель Mercedes-Benz и его партнер по разработкам Bosch представили эту мировую новинку в августе 1978 г. на испытательном треке завода Daimler-Benz в Унтертюркхайме. ABS стала сенсацией еще и потому, что именно с этой системы началось внедрение цифровых технологий в автомобиль. И это, в свою очередь, привело к новому пониманию роли автомобиля: он начал все больше превращаться в партнера на четырех колесах, оказывая все более активную поддержку человеку за рулем.

В своей брошюре 40-летней давности принцип работы антиблокировочной системы Mercedes-Benz объяснял следующим образом: «При торможении антиблокировочная система с помощью компьютера отслеживает изменение частоты вращения каждого колеса. Если частота вращения снижается слишком быстро (к примеру, при торможении на скользкой поверхности) и возникает угроза блокировки колеса, то компьютер автоматически уменьшает приводное усилие, прикладываемое к тормозной колодке. Колесо снова начинает набирать обороты, тормозное усилие на колодке вновь возрастает, в результате чего колесо притормаживается. Данный процесс повторяется неоднократно в считанные секунды».

Возможно, в эпоху аналоговой электротехники и электроники это и звучало довольно сложно, однако на практике это работало просто и убедительно: благодаря АBS автомобиль даже на мокрой дороге, голом льду, снегу или на сложных участках переносит максимальную, физически возможную силу торможения на поверхность движения, в то время как колеса не блокируются, и автомобиль даже при полном торможении остается управляемым.

После презентации антиблокировочной системы 40 лет назад до ее внедрения в серию оставался лишь небольшой шаг: уже с конца 1978 г. она стала доступной в качестве опции для Mercedes-Benz S-class 116-го типа. Доплата за нее тогда составляла 2217,60 немецких марок. Два года спустя система начинала предлагаться на заказ уже для всех легковых автомобилей звездной марки из Штутгарта. В 1981 г. Mercedes-Benz представил антиблокировочную систему для коммерческого автотранспорта. А с октября 1992 г. ABS стал частью серийного оборудования всех моделей легковых автомобилей с трехлучевой звездой. Сегодня данная вспомогательная система является сама собой разумеющейся в автомобилях практически всех мировых автопроизводителей.

Предыстория появления ABS у Mercedes-Benz началась еще в 1950-е гг. В 1953 г. Ханс Шеренберг, тогда главный конструктор Mercedes-Benz, подал заявку на получение патента о предотвращении блокировки автомобильных колес при торможении. Да, подобные решения уже существовали в авиации (противоскользящая система) и на железнодорожном транспорте (противоюзная защита Knorr). Однако автомобиль представлял и представляет собой и сейчас очень сложную систему с особо высокими требованиями к датчикам, к обработке сигналов и к управлению. Например, подобные компоненты должны безошибочно регистрировать снижение и повышение частоты вращения колес также при прохождении автомобилем поворотов, на дорогах с неровностями и при сильном загрязнении.

Интенсивный и непрерывный обмен знаниями между собственным подразделением концерна по НИОКР и его промышленными партнерами привел, наконец, к успеху: в 1963 г. в отделе перспективных разработок тогда еще Daimler-Benz AG началась конкретная работа над электронно-гидравлической системой регулирования тормозов. С 1966 г. стартовало сотрудничество со специализирующейся на электронике компанией Teldix из Гейдельберга, позже приобретенной концерном Bosch. Результатом этой кооперации стала премьера 1970 года: Ханс Шеренберг, уже в качестве главы конструкторского подразделения Daimler-Benz, представил перед прессой на испытательном треке в Унтертюркхайме аналогово-электронную «антиблокировочную систему Mercedes-Benz/Teldix».

Презентация 1970-го года подтвердила, что данный принцип работает. Однако конструкторы пришли к выводу, что правильным решением при внедрении ABS в крупносерийное производство будет цифровое управление, которое оказалось более надежным, менее сложным и при этом более эффективным, чем аналоговая электроника. Так, в сотрудничестве с Bosch, где и был создан цифровой блок управления, разрабатывалась ABS второго поколения — уже в виде цифрового решения. Инженер Юрген Пауль, руководитель проекта по ABS в Mercedes-Benz, описывал позднее решение в пользу цифровой микроэлектроники как прорывной момент в разработке ABS.

С антиблокировочной системы началось всестороннее вхождение цифровых вспомогательных систем в конструкцию и комплектацию автомобилей Mercedes-Benz. Такие новые системы, как, например, антипробуксовочная система ASR (1985 г.), электронная система стабилизации ESP® (1995 г.), система экстренного торможения BAS (1996 г.) и система поддержания заданной скорости и безопасной дистанции DISTRONIC (1998 г.) прибегают в своей работе, в частности, к датчикам ABS. К этому добавлялись становившиеся все более и более эффективными датчики: датчик момента рысканья системы ESP®, радар системы DISTRONIC, а также — позднее — системы видеокамер, ультразвуковые датчики и GPS.

Выход каждой новой цифровой вспомогательной системы Mercedes-Benz с 1978 г. задавал стандарты для всей автомобильной отрасли. Это также относится и к интеллектуальному объединению отдельных решений в системы более высокого уровня. То, что на рубеже тысячелетий обозначилось в виде целостного подхода к безопасности, воплотившись в системе превентивной безопасности PRE-SAFE®, развилось сегодня до уровня Intelligent Drive Next Level.

Отправить ответ

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
 
  Подписаться  
Уведомление о